Ретроспектива будущего: Какие подарки нам оставил прошедший год

  • Ретроспектива будущего: Какие подарки нам оставил прошедший год
17 января 2022 г.

Открыв глаза пошире после новогодних праздников, россиянин ставит перед собой нетривиальную задачу: вспомнить всё. Это крайне необходимое условие, чтобы смело смотреть в глаза наступившему году. Так что «Солидарность» вкратце напоминает «содержание предыдущей серии», рассказывая, с какими социально-трудовыми новшествами мы вошли в 2022-й, а каких так и не увидели, и так ли уж это печально.

Фундаментальное

Начало каждого нового года отмечается новыми законами в социальной сфере, которые можно назвать косметическими. Там увеличили пособие, здесь изменили количество их получателей, где-то поменялись правила отчетности и так далее. Но есть и более «фундаментальные» новшества.

Так, с января 2021 года изменилась методика расчета МРОТ и прожиточного минимума. Если раньше эти величины были привязаны к потребительской корзине (ПМ зависел от нее, а МРОТ не мог быть ниже), то теперь считают по медианной зарплате и медианному доходу: МРОТ – 42% от медианной зарплаты, ПМ – 44,2% медианного дохода. Сторонники закона указывали, что обе базовые величины вырастут больше, чем было бы по старой методике. А скептики из Думы спрашивали, откуда взялись именно 42% (и, по умолчанию, 44,2%). Вопрос оставался риторическим, даже если на него и пытались отвечать. Профсоюзы, в свою очередь, поддержали закон, но напомнили: МРОТ нужно поднимать до минимального потребительского бюджета (оцениваемого на тот момент в 33 – 39 тыс. руб. в месяц). Как бы то ни было, пока – живем.

Опять же с 1 января 2021-го начал работать закон об удаленной (дистанционной) работе. Власти и профсоюзы сошлись на том, что выделяется три вида удаленки: постоянная (работник трудится вне офиса все время), на какой-то период (до полугода) и «периодическая» (чередование работы из дома и из офиса). В последнем случае нормы относительно дистанционной работы на работника не распространяются. Другие подробности можно узнать на сайте «Солидарности» в разделе «Спецхран».

И еще про январь: ровно год назад на тех, кто устраивается на работу впервые, стали заводить электронные трудовые книжки. Иметь бумажную альтернативу теперь могут лишь те, кто трудоустроился до 1 января 2021 года. Напомним, что ФНПР неоднократно выступала против безальтернативного перехода на электронный документооборот в трудовой сфере в принципе, указывая на недостаточную защищенность компьютерных данных.

Безопасность, инфляция, занятость

Февраль-2021 отметился началом эксперимента по внедрению системы дистанционного контроля в сфере промышленной безопасности. Вся тематическая документация предприятия, желающего в этом поучаствовать, переносится в специальную централизованную систему. А она уже будет анализировать собранные данные и сообщать об ошибках. Эксперимент должен продлиться до конца 2022 года, по его итогам участие в системе дистанционного контроля может стать обязательным.

Март и апрель ничем особым в плане социально-трудового законодательства не отметились. А в мае заработал закон о предупреждении банкротства негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Сигнал читался недвусмысленно: раз государство взялось в превентивном порядке защищать НПФ от краха, значит, такие риски, как говорят в соцсетях, «неиллюзорны».

Вполне социальная новость, хотя на первый взгляд и не скажешь, подстерегла нас в июне. Правительство временно, с 5 июня по 31 августа, запретило экспорт гречихи, крупы грубого помола из нее и «гречневого зерна обрушенного». Это было сделано, чтобы сохранить необходимые объемы продукции на российском рынке и не допустить резкого удорожания. Напомним, что с растущими ценами как минимум на гречку, макароны и подсолнечное масло власти борются с начала пандемии. Что свидетельствует о нехватке у населения денег на продукты первой необходимости.

С 1 июля заработал новый вариант закона «О занятости населения». Он предусматривает создание единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений. Предполагается, что безработный из Владивостока сможет узнать о вакансии в Калининграде и решить, целесообразно ли переезжать туда ради работы. Работодатели со штатом больше 25 человек должны обязательно выкладывать в специальный сервис на базе портала «Работа в России» данные о вакансиях.

Будем здоровы

Также с 1 июля заработал закон «О госрегулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности». Он был подготовлен при непосредственном участии Росуглепрофа. Документ касается, в частности, медосмотров работников (в первую очередь тех, кто трудится под землей), порядка и определения условий реабилитации после рабочей смены для занятых на вредных и опасных работах, а также ежегодной диспансеризации и лечения. В числе гарантий – обязательные предварительный и периодический медосмотры. Для занятых на подземных работах – обязательные предсменные осмотры. Предусмотрена послесменная реабилитация, а также разработка и внедрение корпоративных программ оздоровления.

Далее до конца года, по нашим наблюдениям, в законодательной сфере не происходило ничего, требующего исключительного внимания профсоюзов. А с 1 декабря вступил в силу закон, за исполнением которого пристально наблюдает профсоюз работников здравоохранения. В Белгородской, Курганской, Омской, Оренбургской и Тамбовской областях, в Севастополе и Якутии стартовал эксперимент по введению новой системы оплаты труда медиков. Расчеты производятся «по новым правилам с учетом коэффициента дифференциации в зависимости от сложности труда, а также показателей экономического развития региона», поясняли законодатели.

Не пройдет!

Перечисленное – само собой, лишь малая часть принятых в прошлом году законов социально-трудовой тематики. А если вспомнить, сколько их было отклонено... Впрочем, далеко не обо всех из них стоит грустить, благо сами их авторы прекрасно понимали, что эти инициативы не пройдут. Пусть даже сами идеи популярны как в народе в целом, так и среди членов профсоюзов.

Чемпионом по количеству отклонений с 2018 года остается предложение откатить назад так называемую пенсионную «реформу». (В профсоюзах настаивают, что, несмотря на явный негативный эффект от повышения пенсионного возраста на пять лет, обозначить это действие как полноценную реформу самой пенсионной системы нельзя.) Все эти годы КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» вносили в Госдуму законопроекты о возврате к прежним возрастным параметрам пенсионеров. И хотя внятных свидетельств успеха внедренного новшества до сих пор представлено не было, силами «Единой России» такие законопроекты неизменно отклонялись. Логика просматривается, по большому счету, только одна: зачем терять лицо и отменять то, за что сами же с таким жаром агитировали? Впрочем, справедливости ради, при активном участии профсоюзов за прошедшее время удалось ввести возрастные пенсионные послабления для некоторых категорий работников.

Регулярно вносятся на рассмотрение Госдумы и законопроекты о возврате индексации пенсий работающим пенсионерам, чего те не видели уже семь лет. Причем сторонники отмены ограничения выступают с конкретными экономическими выкладками, которые показывают неэффективность такой «заморозки» для экономики страны. И в конце 2020 года президент – после встречи с председателем ФНПР Михаилом Шмаковым – даже дал поручение правительству проработать вопрос о возврате индексации. Вот только правительство, обычно берущее под козырек при любом указании Владимира Путина, это поручение, если называть вещи своими именами, попросту саботировало.

Еще одним старожилом в думских архивах можно назвать идею коммунистов приравнять по статусу (и, соответственно, льготам) детей войны к ветеранам Великой Отечественной. Инициатива отклоняется под двумя предлогами: такое уравнивание в правах несправедливо как по отношению к воевавшим, так и по отношению к тем, кто родился хоть на день позже даты, позволяющей считаться «ребенком войны».

Регулярно отклоняется блок законопроектов типа «повысить МРОТ до 30 (40, 50, дальше – больше) тысяч рублей, до двух (трех, а в идеале пяти-шести-семи) прожиточных минимумов» и так далее. Или совсем недавнее – штрафовать игроков футбольной сборной за плохую игру. Авторы таких инициатив, как правило, не рассчитывают на их принятие, зато новости о них каждый раз оказываются в топе рейтингов интернет-поисковиков. Всего этого стоит ожидать и в наступившем году. Главное – не отвлекаться на шелуху и не пропустить действительно важные вещи. Вроде той же индексации пенсий работающим пенсионерам, например.



Вернуться к списку